Надежда Беленькая
Надежда Беленькая (псевдоним BELEN) — художник, переводчик-испанист, сотрудник института Сервантеса в Москве, член Гильдии переводчиков. Занимается живописью с 2023 года.
В конце 1990-х Надежде Беленькой предложили несколько рассказов Хулио Кортасара в перевод. Идея художественной серии возникла десятилетия спустя, когда Надежда при подготовке к переводческому семинару в институте Сервантеса перечитывала его прозу. Это было похоже на психоделическое путешествие: воспринимая текст новыми глазами, будущая художница в то же время переживала шквал ассоциаций, переносивших в Москву Кортасара. Все это создало крутой замес для культурного фундамента, на котором базируется живопись Надежды Беленькой. Художница внедряет в сюжетные и смысловые коллизии картин знаковых персонажей русского культурного пейзажа — от нонконформистов-шестидесятников до их потомков из восьмидесятых — Оскара Рабина, Дмитрия Пригова, Венедикта Ерофеева.
Окончила Литературный институт им. Горького по специальности художественный перевод
2024 — Кортасар в Москве, Библиотека иностранной литературы при поддержке посольства Республики Аргентина, Москва
2024 — Кортасар в Москве, Q-ART Gallery, Москва
2023 — Cortazar: Я играю всерьез, Артшоурум Plotkinart, Москва
Серия работ, показанная на выставке «Кортасар в Москве», представляет собой новый подход к визуальному отображению текстовых произведений: это не собрание иллюстраций, но попытка исследовать, как интегрируются в сознании человека прочитанные тексты. Со временем мы частично или полностью забываем сюжет и имена героев, остаются образы, иногда единственная фраза, осколок пейзажа, случайный топоним. Все это вступает в сложный симбиоз с памятью, пронизывая ее структуру. Случается и так, что наполовину забытая книга стойко ассоциируется с неким событием или именем, когда же спустя время книгу перечитываешь, оказывается, что ничего подобного в ней нет.
Тексты Кортасара — идеальный материал для подобного исследования. Сам Кортасар был исследователем реальности, ее пластичности и ограничений. В 1980-1990-е годы в Москве непредсказуемый Кортасар служил символом свободы, а еще знакомство с его прозой служило пропуском в интеллектуальные круги, закрытые и вожделенные, пусть и в значительной степени выдуманные. Кортасара читали, цитировали, обменивались его книгами. Изрядно проржавевший, но все еще целый железный занавес загораживал для фанатов Кортасара весь остальной мир и, не в силах представить себе Париж или Буэнос-Айрес, они автоматически переносили перипетии его прозы в контекст Москвы. Москва Кортасара, который никогда в ней не был, стала средой обитания целого поколения. Отсюда название серии. Вероятно, писатель немало бы порадовался, узнав, какая альтернативная история сложилась под его влиянием, но без его участия.